Алюминий – металл, который применяется во многих сферах промышленности. И если в строительстве изделия из алюминия соединяют между собой, в основном с помощью прессования или механических соединителей, то в таких областях как автомобилестроение и судостроение, алюминиевые детали часто соединяют способом электросварки.
Одним из главных преимуществ алюминия является его легкость, благодаря относительно небольшому весу и высокой прочности, этот металл и получил такое широкое распространение. Но при сварочных работах химические и физические свойства этого металла создают немало проблем. Алюминий обладает большим диапазоном температур плавления и при нагревании не меняет цвет. Поэтому сварщику при работе с этим металлом необходимо учитывать множество нюансов.
Так, одним из важнейших препятствий при сварке алюминия является образование на поверхности металла оксидной пленки. Она имеет высокую температуру плавления, около 2000 градусов Цельсия и значительно затрудняет процесс сваривания. Чтобы уменьшить влияние окисла, рекомендуется перед проведением работ зачищать поверхность алюминия металлической щеткой. Таким образом, разбивается слой оксидной пленки и увеличивается скорость сварки.
Другой нюанс связан с теплопроводностью алюминия. Поскольку этот металл обладает низкой температурой плавления, существует большая вероятность прожога изделия. А кроме этого, для сварки алюминия используется мощная электрическая дуга, что влечет за собой дополнительные затраты электроэнергии.
Из-за того, что алюминий быстро затвердевает, в конце сварочного шва очень часто возникают небольшие воронкообразные углубления – кратеры. Их появление отрицательно сказывается на качестве сварки. Поэтому на многих автоматических аппаратах существует специальная программа для сварки алюминия.
Что касается оборудования, используемого при сварочных работах с алюминием, то наиболее часто используют аргонодуговую сварку. Сварка происходит в аргоновой среде с помощью не плавящегося вольфрамового электрода. Использование этого метода сварки позволяет с помощью управления переменным током контролировать процесс раскисления алюминия. Таким образом, расплавляется оксидная пленка на поверхности металла и алюминий подвергается свариванию.
Также при сварке алюминия используют полуавтоматы с использованием сварочной проволоки. Но этот метод более сложный, чем аргонодуговая сварка и требует от сварщика высоких профессиональных навыков, поэтому он используется значительно реже.